Анатомо-физиологические особенности детей



Разделы Наши дети и Образование на форуме

Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям

Ребенок растет, изменяется. Совсем сравнительно не так давно он был послышным дошколенком, а сейчас - гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных изюминок учебной деятельности детей окажет помощь мамам и папам лучше осознать своего ребенка, оказать помощь ему совладать с проблемами в школе, повысить уровень качества его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими изюминками.

В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят значительные трансформации. Возрастает мышечная масса, сила мышц. Деятельно развиваются небольшие мускулы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Анатомо-физиологические особенности детей

Отмечается качественное и изменение структуры головного мозга устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных взаимоотношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария формирует условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально логического) метода переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Так, мышление начинается от эмоционально образного к абстрактно логическому.

Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с изюминками функционирования переднеассоциативных областей мозга- важных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, отмечается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. 1 Слабость анализа при восприятии компенсируется сильно выраженной эмоциональностью восприятия.

Анатомо-физиологические особенности детей

Внимание младших школьников непроизвольно, не хватает устойчиво, ограничено по объему.

Возможности памяти весьма громадны, но дети не могут распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (не хорошо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Точно запоминается материал занимательный, конкретный, броский.

Для данного возраста характерна узнаваемая податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.

С началом обучения в школе психологи связывают проявление признаков возрастного кризиса 7 лет (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.). Среди признаков кризиса манерничание и кривляние (Л. С. Выготский). Возраст семи лет это возраст утраты непосредственности. Поведение ребенка перестает быть ярким, естественным. Обстоятельство этого - обобщение переживаний особенный момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, вклиниванию обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, например, понятием о собственных возможностях. К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, появляется ряд сложных новообразований самолюбие, самооценка. 2 Формируется кроме этого специфическое психическое новообразование позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний. Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Но реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к мелкому приводит к протесту. Источником кризиса развития есть несоответствие нового личностного образования позиции школьника ветхой системе взаимоотношений, характерной для дошкольного детства. 3



Педагогам и родителям направляться учитывать данные анатомо физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома. Нужно проявлять заботу о верной осанке детей на протяжении учебных занятий, что очень принципиально важно как раз в этом возрасте, поскольку осанка, по большей части, формируется в 6 7 лет. Верная осанка снабжает обычную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности. Уже в младшей школе на данный момент наблюдаются разные нарушения осанки: сколиоз, сутулость, круглая спина, изгибы позвоночника. Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, в большинстве случаев, лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с большим трудом. В первых двух случаях позитивное действие на формирование верной осанки тяжело переоценить. Нужно растолковать школьникам правила верного сидения за партой, домашним письменным столом и их значение для обеспечения здоровья и, периодически, при необходимости, напоминать о них.

В этом возрасте кроме этого формируются и другие навыки: поддержание верной позы на протяжении ходьбы, исполнения работ стоя либо при ответах у доски. Для развития опорно двигательной системы громадное значение покупают подвижные упражнения.

Прекрасные результаты дает сочетание обучения с игрой. Тут максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, понижается устойчивость к заболеваниям. Кроме этого для развития опорно двигательной системы ответственны особые упражнения небольшой моторики (а также письменные, каковые отрабатывают правильные движения).

В области материально технического оснащения учебного процесса направляться позаботиться о особом подборе мебели, размеры которой должны соответствовать возрастным чертям. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим делается статический компонент. Обучающиеся младших классов выполняют за партой от 4 до 6 часов в сутки. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного возраста мала, утомление организма начинается довольно быстро, что связано с изюминками двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5 7 мин., а у второклассников через 9 10 мин. сокращенные мускулы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Громадная статистическая нагрузка еще более возрастает, в случае если ученик сидит за столом неправильной конструкции либо не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

Анатомо-физиологические особенности детей

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Педагогу и родителям направляться прибегать к увлекательным, броским, эмоциональным образам, талантливых привести к интересу школьников. Громадное значение в данном возрасте получает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. направляться применять разные виды наглядности: чувственно конкретную (картинки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, нужно выделить выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Значительное место в организации учебной деятельности кроме этого должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

Анатомо-физиологические особенности детей

1 См. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. Университетов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М. Просвещение, 1990. С. 39 58.

2 См. Выготский Л. С. Кризис семи лет. // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. М. 1984. Т. 1. С. 376 385.

3 См. ПоливановаК. Н. Психология возрастных кризисов. М. Издательский центр Академия, 2000. С. 70 75; Божович Л. И. Неприятности формирования личности. // Божович Л. И. Избранные психологические труды. М. Воронеж, 1995. С. 213 227.

Разделы Наши дети и Образование на форуме

Статьи по теме