Порядок зубов у ребенка



Рис. 1. Строение зуба

Зубы (потом по тексту З.) — это костные образования, расположенные в ротовой полости у человека и большинства челюстноротых позвоночных животных (у некоторых рыб кроме этого в глотке), делающие функции захватывания, удержания пищи, её механической переработки — пережёвывания. У человека участвуют кроме этого в произнесении звуков; постоянных зубов 32 (на обеих челюстях): 8 резцов, 4 клыка и коренные — 8 малых (премоляры) и 12 громадных (моляры).

Различают три анатомические части зубов: вершину, либо коронку, шейку и корень (либо корни). Основную массу З. образовывает дентин Дентин (от лат. dens, родительный падеж dentis — зуб) — разновидность костной ткани, составляющая основную массу зуба.. в области коронки он покрыт эмалью, у млекопитающих в области шейки и корня — цементом. В З. имеется полость — корневой канал, заполненный зубной мякотью, либо пульпой Пульпа (от лат. pulpa — мякоть) — зубная мякоть, содержимое коронковой и корневой полостей зуба; складывается из соединительной ткани, богатой нервными окончаниями, лимфатическими и кровеносными сосудами. Пульпа снабжает питание и рост зубов.. Канал раскрывается на конце корня верхушечным отверстием, через которое в полость З. попадают кровеносные сосуды Сосуды (в анатомии) — у человека и животных полые трубки, по которым движется кровь (кровеносные сосуды) и лимфа (лимфатические сосуды). и нервные волокна Нервные волокна — отростки нервных клеток (аксоны), проводящие нервные импульсы, протяженность может быть больше 1 м. .

Рис. 2. Размещение зубов человека

В ходе исторического развития животных З. случились из кожных зубов, либо плакоидной чешуи, рыб. Закладываются зубы в период зародышевого развития в виде эпителиальной складки — зубной пластинки с зачатками отдельных З. Мезенхимные клетки дермы образуют под каждым зачатком сгущения (зубные сосочки), над которыми эпителиальные клетки зубной пластинки нависают в виде колпачка, так именуемого эмалевого органа Орган — часть организма, делающая определенную функцию (к примеру, сердце, печень).. Внутренний слой клеток зубной пластинки участвует в образовании эмали; наружные клетки зубного сосочка — одонтобласты — образуют дентин, а окружающие его мезенхимные клетки — цемент. Развивающиеся З. выходят наружу, прорезывая слизистую оболочку Слизистая оболочка — выстилает внутреннюю поверхность пищеварительных и дыхательных органов, мочеполовых дорог, придаточных полостей носа, выводных протоков желез. Толщина 0,5-4 мм. Поверхность покрыта слизью, выделяемой находящимися в ней железами и предохраняющей клетки от подсыхания. десны:.

Рис. 3. Схема развития зуба у млекопитающего: 1 — зубная пластинка; 2 — эмалевый орган; 3 — мякоть зуба; 4 — зачаток постоянного зуба.

У многих позвоночных зубы по мере изнашивания заменяются новыми. Смена З. происходит или в течение всей жизни — полифиодонтизм (большая часть позвоночных, не считая млекопитающих), или лишь раз в молодом возрасте — дифиодонтизм Дифиодонтизм (от Ди и греч. phyo — создаю, появляюсь и odus, род. п. odontos — зуб) — однократная смена зубов в течение жизни организма, замечаемая у многих млекопитающих и человека. (большая часть млекопитающих), или не происходит по большому счету — монофиодонтизм Монофиодонтизм (от Моно и греч. phyo — расту, появляюсь и odus, род. п. odontos — зуб) — наличие одной генерации функционирующих зубов (См. Зубы) в течение жизни организма, замечаемое у некоторых млекопитающих (к примеру, рукокрылых, некоторых неполнозубых, китообразных). (кое-какие млекопитающие — неполнозубые, китообразные). У многих рыб, пресмыкающихся и у земноводных все зубы однообразны (изодонтная, либо гомодонтная, система), кое-какие рыбы, пресмыкающиеся и, в большинстве случаев, млекопитающие имеют зубы различной формы (гетеродонтная система). У круглоротых развиваются особенные роговые зубы, не гомологичные З. челюстноротых позвоночных.

У рыб зубы размещаются в мягких тканях и на костях ротовой полости, на жаберных дугах (глоточные зубы). Существуют рыбы (к примеру, вьюновые и карповые), имеющие только глоточные З. Взрослые осетровые рыбы не имеют З. У земноводных З. находятся на костях ротовой полости. У пресмыкающихся З. большей частью прирастают к челюстям (к их краю либо к внутренней стороне) и редко находятся на других костях ротовой полости. У крокодилов З. размещаются в лунках — альвеолах Альвеола — (от латинского ячейка, пузырек):
1) Пузырьковидное образование в легких оплетенное сетью капилляров. Через стены альвеол (в легких человека их свыше 700 млн.) происходит газообмен.
2) Зубная лунка — углубление в челюсти, в которой находится корень зуба.
3) Ячейковидный концевой отдел железы, к примеру, слюнной, молочной. челюстей. У ядовитых змей в верхней челюсти развиваются ядовитые зубы, снабженные каналом, связанным с ядовитой железой. Сейчас живущие черепахи З. не имеют: их функцию делают режущие края роговых чехлов челюстей. Современные птицы З. лишены; ископаемые птицы (археоптерикс, ихтиорнис и др.) имели З. расположенные в альвеолах челюстей. У млекопитающих З. сидят в альвеолах челюстей. Отсутствуют З. у взрослых особей некоторых неполнозубых, у однопроходных, у беззубых китов.

Передние зубы — резцы (от 1 до 5 пар в каждой половине верхней и нижней челюсти) долотовидной формы, помогают для захватывания и разрезания пищи ; следующие за ними клыки (1 пара) конусовидные, помогают для захватывания и разрывания пищи (у хищных) и являются орудием защиты (у всеядных парно- и непарнокопытных, некоторых ластоногих и китообразных).


Порядок зубов у ребенка

Задние зубы — коренные (до 8 пар), имеют сложную форму и помогают для перетирания пищи; среди коренных различают предкоренные, либо ложнокоренные (3-4 пары), и истинно коренные (3-4 пары), снабженные 2 либо более корнями. Форма и число З. у разных видов млекопитающих более либо менее постоянны и есть ответственным систематическим показателем. Состав и число З. у млекопитающих принято высказывать зубной формулой, в которой в большинстве случаев показывают число З. в одной половине верхней (числитель) и нижней (знаменатель) челюсти. Так, зубная формула собаки:

где i — резцы (incisivi), с — клыки (canini), pm — ложнокоренные (praemolares), m — истиннокоренные (molares), общее число З. — 44. Начальные буквы латинских названий в большинстве случаев опускают:

У хищных число зубов не превышает 44; у парно- и непарнокопытных, грызунов и др. число З. очень сильно варьирует; кое-какие неполнозубые имеют 18 — 20 З.; кое-какие сумчатые — до 58; зубатые китообразные семейства дельфиновых — до 250 З.

В зависимости от функции различные З. развиваются неравномерно (к примеру, бивни). У хищных хорошо развиты клыки, у грызунов — резцы и коренные, а клыки утрачиваются, и на их месте образуется беззубое пространство — диастема. У некоторых млекопитающих зубы растут неизменно (к примеру, резцы грызунов). У полуобезьян и мартышек число З. уменьшается до 32 (узконосые мартышки), что сходится с числом зубов у человека. (Б. С. Матвеев)

У человека зубы. кроме пережёвывания, откусывания и удержания пищи, играются громадную роль в произнесении некоторых звуков, и (особенно передние) воздействуют на внешний вид лица. З. в челюстях находятся дугообразно. З. верхней и нижней челюстей смыкаются по анатомическим образованиям, создавая прикус .

Формула молочных зубов человека:

Порядок зубов у ребенка

Формула постоянных З.:

В этих формулах сверху от горизонтали обозначены верхние З. снизу — нижние, слева от вертикали — правые З. справа — левые.

В зависимости от формы и назначения зубы делят на резцы с плоской коронкой и режущим краем (помогают для откусывания пищи), клыки с конусовидной коронкой (помогают для отрывания пищи), премоляры, либо малые коренные (с коронкой кубовидной формы, с двумя холмиками на жевательной поверхности), и моляры, либо громадные коренные (с 4-5 холмиками на жевательной поверхности), помогают для размалывания пищи. Резцы, клыки и премоляры (не считая 1-го и 2-го верхних) — однокорневые, 1-й и 2-й верхние премоляры и нижние моляры — двукорневые, верхние моляры имеют три корня:

Рис. 4. Зубы человека (верхняя челюсть). А — постоянные зубы: 1 — резцы; 2 — клыки; 3 — премоляры; 4 — моляры; Б — молочные зубы: 1 — резцы; 2 — клыки; 3 — коренные; 4 — закладка постоянных зубов. Размещение и названия для нижней челюсти — те же.

Каждому человеку присущи личные формы зубов, соответствующие форме овала лица, что имеет ответственное значение в протезировании и судебно-медицинской практике.

Связь корня зубов с альвеолой челюсти осуществляется волокнами корневой оболочки (перицемент, периодонтит), каковые одним концом прикреплены к цементу, другим — к стенке альвеолы. Шейка З. хорошо охватывается десной, край которой вольно прилегает к З. образуя щелевидное пространство (карман), простирающееся по всей окружности З. на глубину 1-2 мм:

Рис. 5. Схема строения зуба человека (слева — продольный, справа — поперечный распил): 1 — эмаль; 2 — дентин; 3 — цемент; 4 — десневой край; 5 — стена альвеолы; 6 — перицемент.

Различают: молочные зубы — по 10 в каждой челюсти (4 резца, 2 клыка и 4 моляра) и постоянные — по 16 в каждой челюсти (4 резца, 2 клыка, 4 премоляра и 6 моляров).

Формирование зуба у плода начинается с 5-й недели эмбрионального периода. При рождении ребёнка все 20 молочных З. лежат в альвеолах челюстей. Внутриутробно формируются кроме этого и кое-какие постоянные З. 1-е моляры, резцы и клыки. Все остальные постоянные З. начинают формироваться по окончании рождения ребёнка. Прорезывание зубов происходит два раза в жизни человека: молочные у ребёнка режутся в возрасте от 6 до 24-30 месяцев, постоянные — от 5-6 лет до 14 (третьи моляры, либо зубы мудрости, — от 17 до 25 лет).

Заболевания Заболевание — нарушение обычной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными либо (и) морфологическими трансформациями. Происхождение болезни связано с действием на организм вредных факторов окружающей среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими недостатками и т. д. зубов смогут появляться от действия на них негативных факторов, в следствии болезней внутренних органов и систем организма Организм (от средне-векового латинского organizo — устраиваю, информирую стройный вид) — живое существо, владеющее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Большая часть организмов имеет клеточное строение. Формирование целостного организма — процесс, складывающийся из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. и быть врождёнными. Больные З. могут служить очагом инфекции Зараза — внедрение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов; завершается инфекционным заболеванием, бактерионосительством либо гибелью микробов. и привести к тяжёлым нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта. сердечно-сосудистой системы. почек. суставов. Наиболее распространёнными поражениями З. являются: зубной камень. кариес зубов. пульпит. периодонтит и др. (А. И. Рыбаков)

Форма и строение зубов

Форма и строение зубов человека изучаются и антропологами. З. сохраняются лучше других ископаемых костных остатков древних людей, исходя из этого их изучение Изучение — научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным есть деление изучений на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, неповторимые и комплексные. сыграло громадную роль при решении неприятности происхождения человека. В ходе эволюции Эволюция (в биологии) — необратимое историческое развитие живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом. человека его З. претерпели редукцию, выразившуюся в уменьшении размера З. и упрощении их коронок. Клыки и резцы сократились в размерах уже у прегоминид и ранних гоминид. Премоляры и моляры изменялись в течении всего процесса антропогенеза Антропогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в ходе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе — раздел антропологии, центральная неприятность эволюционной антропологии, при изучении которой употребляются данные ряда естественных и публичных наук о человеке и Земле. под действием разных факторов (изменение характера пищи, неспециализированные трансформации размеров и формы лицевого черепа, генетические факторы).

Современное человечество неоднородно в отношении строения З. Благодаря продолжительной изоляции в прошлом на различных территориях у одних групп та либо другая небольшая морфологическая деталь выражена довольно часто, у других редко. Эти различия изучаются этнической антропологией и употребляются наряду с другими антропологическими данными для решения проблемы расогенеза и этногенеза. (Зубов А. А. Одонтология, М. 1968)

Статьи по теме