Задержка развития речи у детей лечение



Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение задержка речевого развития правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития видится у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития очень плохо отражается на развитии психических процессов, исходя из этого ЗРР и ЗПР довольно часто отмечается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития есть медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии. детской неврологии. логопедии и детской психологии.

Обстоятельства задержки речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться обстоятельствами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) базу задержки речевого развития значительно чаще образовывает наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции. обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, в большинстве случаев, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах. родовые травмы. внутриутробные инфекции ; недоношенность либо переношенность, ЧМТ. гипотрофия. неонатальные менингиты и энцефалиты. нередкие либо долгие заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения .

Отставание в речевом развитии возможно связано с тугоухостью у ребенка. Как мы знаем, что становление и развитие речевой функции происходит при ярком участии слухового анализатора, направляться. е. с опорой на услышанную ребенком данные, исходя из этого нарушения слуха также будут приводить к задержке речевого развития. Время от времени более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный темперамент: в случае если один из своих родителей поздно заговорил, в полной мере возможно, что у ребенка кроме этого будет наблюдаться задержка речевого развития.

Задержка развития речи у детей лечение

Иначе, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение кроме этого остается невостребованным, потому, что окружающие взрослые дают предупреждение все жажды ребенка, не стимулируя его независимую речевую активность. Очень вредным для ребенка раннего возраста есть нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит долгие, шаблонные фразы, не имеющие отношения к формированию подлинной речи.

Приблизительно в трети случаев обстоятельства задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды действие кроме того незначительных вредных экзогенных факторов может привести к происхождению разных речевых нарушений. Так, в I критический период, в то время, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых территорий, при негативных условиях смогут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, смогут появляться мутизм, заикание. В течение III критического периода срыв нервной деятельнос­ти может приводить к заиканию, а органические поражения головного мозга – детскую афазию .

Проявления задержки речевого развития

Для верного понимания того, какие конкретно показатели говорят о задержке речевого развития, нужно знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется при помощи участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание смогут очень многое сказать эксперту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, за который ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется приблизительно 10 слов, складывающихся из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (в большинстве случаев названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает деятельный словарь (число произносимых слов). Приблизительно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый лексический взрыв, в то время, когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в деятельный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, но в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей часто происходит неожиданно и скоро они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.



Исследователи считают, что переход к фразовой речи вероятен, в то время, когда в активном словаре ребенка имеется не меньше 40 – 60 слов. Исходя из этого к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а деятельный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает кое-какие грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная обращение); деятельно применяет местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (трансформацией слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Эксперты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Верно оценить, есть ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития либо личной изюминкой, может лишь эксперт (педиатр. детский невролог. логопед ), имеющий возможность замечать ребенка в динамике.

Т. о. показателями задержки речевого развития на различных этапах речевого онтогенеза смогут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, обращение у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (воздействие, показ и т. д.)
  • отсутствие независимых слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи лишь заученные фразы из книжек, мультипликационных фильмов и пр.)
  • преимущественное применение ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой экспертов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога. детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования помогает оценка соматического статуса, предварительное определение вероятных обстоятельств задержки речевого развития и направление ребенка к эксперту соответствующего профиля.

Задержка развития речи у детей лечение

Неврологическая диагностика (ЭЭГ. ЭхоЭГ. дуплексное сканирование артерий головы ребенку ) требуется для обнаружения микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога нужно для исключения хронического отита. аденоидов. тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских экспертов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей обстановках. При наличии слов определяется время их появления, количество активного и пассивного словаря, неспециализированная речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки неспециализированного психического развития детей раннего возраста экспертами-логопедами и детскими психологами употребляются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития нужно отличать от общих нарушений развития (аутизма. элективного мутизма, олигофрении), неспециализированного недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Количество коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, привёдших к отставанию становления речевых навыков. Так, при обстоятельствах социально-педагогического характера, первым делом, нужна организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, верный подбор речевого материала, демонстрация образцов верной речи, оречевление (проговаривание) всех действий ребенка.

Задержка развития речи у детей лечение

В случае если в базе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж. транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия. электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и домашним воспитанием детям с задержкой речевого развития нужны занятия с логопедом и детским психологом по формированию речи и познавательных процессов. Особенное внимание в раннем детском возрасте уделяется формированию небольшой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, особые речевые игры и упражнения и т. д.), формированию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем стремительнее и успешнее будет итог. В большинстве случаев при устранении предрасполагающих обстоятельств и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия докторов и педагогов, но и усилий своих родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций экспертов.

Задержка развития речи у детей лечение

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Нужно, дабы игрушки, с которыми играется ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к территории актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Задержка речевого развития - лечение в Москве

Статьи по теме